Практики Анти-Выгорания или
самопомощь на рабочем месте: нарративная перспектива.
Множество специалистов сталкиваются с разного рода неблагоприятными состояниями, тяжелыми переживаниями, трудностями какого-то иного рода, которые, по всей видимости, вызваны их трудной и специфической работой, попадают в проблемные истории, связанные с острыми или хроническими эмоциональными реакциями, связанными с видом деятельности обесцениванием своего труда и себя, отсутствием желания работать.. Удачно найденное слово – «выгорание», burn-out, – позволившее описать характерные проявления этих трудностей, а затем и механизмы их возникновения, создали вполне себе стройную, но по сути – медицинскую и патологизирующую модель, которой пользуются сейчас во всем мире. Но что это значит – «выгорание» – с точки зрения самих специалистов, изнутри? В чем вообще эти трудности заключаются? Как специалисты их замечают, какие способы справляться с ними используют? Что они не замечают, но стоило бы? На что, какие сферы жизни, и как именно влияют проявления «выгорания»? Какие у них есть «союзники»? И, главное, - какие «противники», что мы можем противопоставить тем трудностям, с которыми сталкиваемся? Что является противоположностью «выгорания»? Можем ли мы сами включить в свою повседневную профессиональную жизнь какие-то способы, позволяющие сдерживать, ограничивать или использовать для пользы дела те влияния, которые потенциально способны привести нас на «дорожки» и «территории» выгорания?
Я вам предлагаю систему самопомощи, разработанную Владимиром Моховым, нарративным практиком.
- Вспомните какой-то пример из Вашей жизни, когда Вы работали «хорошо» для Вас.
Что для Вас важно в эти моменты?
Напишите список признаков, по которым Вы узнаете это «хорошо»?
Какие чувства Вы испытываете?
Какие ощущения в теле, может быть?
Что происходит «в голове», как работает сознание?
Как можно назвать это состояние? (Я профессионал, специалист, человек умелый, эйфория.)
Что такое «хорошо работать» для Вас?
Нарисуйте его.
Держите на рабочем месте рядом с собой, это обязательно, можно повесить на стену.
- Разрушение мыслей.
Какие убеждения, требования, связанные с профессиональной деятельностью мешают Вам работать?
Я должен помогать несмотря ни на что, жертвуя собой;
Я должен получать много денег;
Помогать людям - мое призвание;
Я все должен знать;
Я палочка – выручалочка
Приходить вовремя и др.
Откуда вы об этом узнали, что вы должны быть таким?
- Создание и насыщение личных описаний «невыгорания» (предпочитаемых эпизодов и историй работы) и их «картирование».
Хотите ли вы, что бы в вашей работе присутствовали раздражение, усталость и тд. Если нет, то постарайтесь найти, то, что, поможет снять негативные эмоции. Например
Съесть шоколадку,
пообщаться,
погулять,
послушать музыку,
посмотреть фильм,
вкусно поесть,
хорошо выглядеть и д.р.
- Напишите список звоночков, при которых, Вы узнаете о попадании на ту территорию, на которой Вам не хотелось бы находиться. Например:
Раздражение, недовольство, неудовлетворенность от деятельности, болит голова без видимых причин и т.д.
- Создать «систему раннего предупреждения» обогащение репертуара способов оставаться на территории «хорошей работы».
Расширяем репертуар способов остаться на территории «хорошей работы».
Напишите список способов самопомощи и заботы и себе, которыми вы пользуетесь.
- Если Вы уже находитесь «на территориях выгорания» надо найти, моменты, связанные с «невыгоранием».
Напишите список способов самопомощи и заботы о себе, которыми Вы пользуетесь:
- Что Вы делаете, чтобы настроить себя на работу?
Как Вы помогаете себе непосредственно во время работы?
какими способами отдыха между делом пользуетесь?
как отдыхаете после рабочего дня, чем его заканчиваете?
Следуя этой методике нелюбимая работа станет любимой.
Если нельзя изменить ситуацию – измени к ней отношение!
Спасибо!
Материал подготовлен специалистом по социальной работе О.А. Метловой
|